(48677) 3-23-80
Наш адрес: г. Ливны, ул. Мира, д.213 «б»
 
 
 
 
 
 

Работа с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.
    В последнее время явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон " Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания социальных условий. Получение заключения ПМПК- важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Какие же дети относятся к детям с ОВЗ: нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательной системы, задержка психического развития, задержка развития интеллекта и комплексные нарушения. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимально равные условия обучения, для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.
    Мы должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящее время как никогда. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включённость». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
    В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Конституции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020года (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008г. №1662-р (ред. от 08.08.2009г.) и обусловлена рядом объективных факторов. К этим факторам можно отнести увеличение количества детей с ограниченными возможностями; соблюдение прав на образование, право родителей выбора модели образования для своего ребенка.
    Актуальность решения задач инклюзивного образования в ДОУ отображена также в Приказе Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27.10.2011г. №2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
    На практике, внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявило ряд проблем.
    Во- первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определить такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания. Размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей состояния здоровья ребёнка».
    Во-вторых, это отсутствие необходимой литературы в ДОУ, обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ОВЗ. Существует необходимость вариативной методической базы обучения и воспитания, которая позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по специальной педагогики.
    Следующая, и наверное самая серьёзная проблема, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. К сожалению , многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения и специального оборудования для организации без барьерной среды.
    В рамках внедрения инклюзивной модели, ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Так же остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной, совместной работе всех специалистов.
    Ну и наконец, немаловажной проблемой является отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Приятие детей с ОВЗ и детей развивающихся в норме в одной группе родителями последних , доброе и терпимое к ним отношение, так и понимание родителями ребёнка с ОВЗ реального соотношения возможностей своего ребёнка в ожидании особых результатов и перекладывании всей ответственности на специалистов ДОУ. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.
    Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ, развивает их самостоятельность и независимость, что немаловажно и подталкивает современное общество к изменению отношений к ним, быть более толерантным и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.
    В настоящее время в нашем ДОО отсутствуют дети с ОВЗ, создавать условия для таких детей является задачей нашего детского сада.

    Ранняя диагностика нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

    Памятка для родителей

    Как общаться с неговорящим ребенком

    Отчет о недели инклюзивного образования

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Прием детей в дошкольную образовательную организацию
           
    Безопасность образовательного процесса
           
    Для Вас, родители!
           
    Перечень государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти Орловской области
           
    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
           
    Инновационная деятельность
           
    Наши достижения
           
    Наш профсоюз
           
    Наши группы