(48677) 3-23-80
Наш адрес: г. Ливны, ул. Мира, д.213 «б»
 
 
 
 
 
 

КОНСУЛЬТАЦИЯ: ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

    КОНСУЛЬТАЦИЯ: ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
    На основе проведенных опытов и обследования большого количества  детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.  Если же развитие движений пальцев  отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
    М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических  импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
    Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
    Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в  течение 1-3 минут.
    Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так,  малышам  можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
    В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
    Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
    Сорока – белобока
    Кашку варила,
    Детишек кормила.
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала.
    При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения  по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок  достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так и при  этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
    1. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно (левой или правой).
    2. Руку поднять перед собой над столом, потом опустить на стол ладонью вниз.   
    3. Руку поставить перед собой на стол (для ладони естественное направление). Пригнуть руку к столу - вправо, влево, прямо - выпрямить (повторить 3-4 раза).
    4. Положить руку перед собой на стол ладонью вниз, перевернуть ладонью вверх, поставить на ребро (повторить 3-4 раза).
    5. Положить руку перед собой на стол ладонью вниз, поочередно поднимать над столом пальцы и опускать их, начиная с большого (вся рука крепко прижато к столу ладонью).
    6. Положить руку перед собой на стол ладонью вверх, поочередно зажимать все пальцы в кулак, начиная с большого, потом поочередно разжимая их в обратном порядке.
    7. Похлопать ладонью по столу, постучать согнутыми пальцами, погладить стол (пальцы вместе, пальцы врозь), похлопать - постучать,
    погладить - постучать (попеременно).   
    8. Противопоставление большого пальца всем остальным   
    а) Считаем  пальчики:  один, два,  три,   четыре,  три,  два, один   (один большой палец считает все остальные).   
    б) Большой палец несколько раз прижимают к ладони, в это время говорим:   
    - Пальчик - мальчик где ты был?
    - С этим братцем в лес ходил,
    - С этим братцем щи варил,
    - С этим братцем кашу ел,   
    - С этим братцем песню пел.
    Последние  четыре  строчки  произносим   одновременно   со «встречей»  большого пальца с указательным, средним и т. д.                                        
    в) Пальцы (указательный, средний и т.д.) выбрасываются от большого пальца резким движением (щелчки).   
    г) Щелканье (большим и указательным, большим и средним и т. д.).   
    д) Обрывание лепестков у цветка, листьев с ветки дерева, ягод с ветки поочередно двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т. д.).   
    е) Играем на рояле - большой палец и поочерёдно все остальные касаются крышки стола (большим – мизинец, большим - указательным и т. д. порядок любой) по 3-4 раза каждое движение, пальцы рук полусогнуты.
    ж) Сжать пальцы в кулак, из зажатых в кулак пальцев сначала разжать большой палец, потом указательный и т. д.   
    9. Упражнения с карандашом   
    а) Катание по столу круглого карандаша поочередно каждым пальцем, начиная с указательного. Катание двумя пальцами (например: указательным и средним, средним и безымянным и т.д.). Катание тремя и четырьмя пальцами. Катать по столу карандаш надо вперед и назад.   
    б) Поднимать   со   стола   карандаш   поочередно    большим    и   всеми остальными пальцами (большим и указательным, большим и средним
    в) Катать карандаш между двумя пальцами над столом в воздухе (между  большим и указательным, большим и средним и т. д.)   
    г)   Зажимать    карандаш    между   двумя    пальцами  (указательный    и безымянный между большим и средним, большим и мизинцем).   
    д) Один ребенок крепко удерживает карандаш пальцами, чтобы его сосед "не мог вытащить". Тянуть карандаш вверх, вниз, вправо, влево с обоих концов.
    е) Один ребенок держит карандаш тремя пальцами, как при письме.
    Второй ребенок удерживает нижний конец карандаша. Первый ребенок вырывает карандаш, сгибая лишь пальцы.
    ж) Натянуть на столе резинку. Ребенок, сгибая пальцы, должен оттянуть ее карандашом.
    10.  Пальцы поочередно, начиная с большого,  прижимаются к ладони и
    возвращаются в начальное положение.
    11. Сжимание пальцев в кулак и разжигание (под счет логопеда и детей)
    работают одновременно все пальцы.
    12.   Вкладывание   большого   пальца  между   указательным   и   средним  и безымянным и т. д.
    13. Разведение пальцев в стороны (веер), группами: 1-3, 2-2, 3-1, 1-2, 2-1-1
    и т.д.
    14. Пальцы касаются на столе одного и того же места или предмета (пуговицы, шатки и т. и.) начиная с большого до мизинца и обратно.
    15. Упражнение с кистевым эспандером.
    16. Упражнение с тонкой круглой резинкой. Резинка надевается на любые два пальца, пальцы разводятся в стороны, растягивая резинку, сводятся вместе.
    17. Рука на столе, предплечье ровное. Взять большим, указательным и средним пальцами предмет со стола, поднять на 10-12 см. и выпустить.
    18. Тремя пальцами нажимать па грушу движущейся игрушки (лягушки, белки).
    19. Посылать струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их по поверхности стола.
    20. Протаскивание карандаша, бечевки, вязальной спицы между двумя пальцами через кулак.   
    21. Собирание мелких предметов поочередно каждым пальцем.
    22. Раздвинуть предметы, собранные в кучу, по клеткам шахматной доски (4x4) каждым пальцем отдельно.
    23. Разминание в руках в крошки кусочков мела, соды, соли, сахара - игра "Корми кур" (имитация движений).
    24. Собирание со стола в посуду с узким горлышком мелких предметов:
    кнопок, скрепок, булавок, фишек и т.д.
    25. Обкладывание фишками, пуговицами, бусами какого-либо большого предмета. Выкладывание мелких предметов в одну ровную линию (каждым
    пальцем отдельно).
    26.   Нанизывание  на  нитку  мелких   предметов:   шариков,  колец,   ягод рябины и т.д. 
    27. Раскатывание на доске указательным и средними пальцами кусочка пластилина (одновременно двумя пальцами и поочередно каждым).   
    28. Раскатывание на весу кусочка пластилина большим и указательным,
    большим и средним пальцами и т.д.   
    29.Упражнения со спичками   
    а) Поднимать спичку со стола за середину двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.), на расстоянии 15-20 см. над столом разжать пальцы, не опуская руки, чтобы спичка упала свободно на стол. Поднимать за концы двумя руками спичку со стола.   
    б) Положить спичку на расстоянии 5-6 см. от края стола. Рука упирается
    в кран стола так, чтобы большой палец находился над столом, а все остальные - на столе. Поочередно каждый палец -резким движением (щелчком) отбросит спичку от края стола.   
    в) Перекладывать  спичку (вращать   между  большим   и  указательным, большим и среднем пальцами и т.д.).   
    30.Упражнения с бусами   
    а) Катание бус по кругу каждым пальцем отдельно.    
    б) Поднимание бус со стола двумя пальцами.   
    в) Отбрасывание бус от края стола щелчком.   
    г) Перенос бус из одной коробки в другую (дается определенное время на выполнение задания, а глубина коробки на 1 см меньше длины пальцев).
    д) Подбрасывание и ловля бус.   
    е) Нанизывание бус на нитку.   
    31 .Упражнения для двух рук (руки работают одновременно)          
    31.1 Перебирать в руках карандаш (палочку, спичку, спицу) снизу вверх.
    Работает поочередно два пальца на каждой руке.
    31.2   Играем   на  рояле:   пальцы   обеих   рук   полусогнуты,   работают
    поочередно разные пальцы (большие и мизинцы, большие и указательные и  т.д.) легко касаясь стола.   
    31.3 Руки поставлены перед собой на стол ладонями внутрь:   
    а) Сжать пальцы в кулак и разжать подсчет логопеда.   
    б) На одной руке пальцы сжаты в кулак, на другой - разжаты. Под счет логопеда меняется положение пальцев - где были разжаты - сжимаются, где сжаты - разжимаются.   
    в) Ладони рук крепко прижаты друг к другу. Пальцы поочередно постукивают друг о друга, упражнение сопровождается потешками: «Этот пальчик - дедушка» и т.д.
    г) Руки лежат на столе ладонями вверх. Поочередно под счет от 1 до 5 прижимают к ладоням, образуя кулачки. Один кулачек - гвоздь, второй -молоток.   Кулачек   одной   руки   постукивает   по   другому  кулачку.     Упражнение сопровождается речевой потешкой:                                     
    Тук-ток, тук-ток! Бей покрепче молоток
    Тук-ток, тук-ток! Забивай гвоздок !   
    д) Пальцы обеих рук сложены в замок. Руки вывернуты так, чтобы к детям были обращены ладони тыльной стороной. Попробуйте, хорошо ли заперли замок, нельзя ли открыть?   
    е) Руки поставлены на стол перед собой, ладони крепко прижаты друг к другу. Из пальцев образуем "шалаш", "веер" (пальцы сжаты попарно и раздвинуты в стороны), "лодочку" и т.д.   
    ж) Игра "Рубим капусту" руки - ножи, ребром каждой руки легко стучим по столу "рубим капусту" на столе.
    31.4 Играем на струнах музыкальных инструментов (балалайка, гитара, мандалина и др.) на пальцы одной руки надевается круглая резинка - струны.
    Дети перебирают их пальцами другой руки  (большим и  указательным, большим и средним).   
    31.5Упражнения с бусами.
    31.6 Катание между ладонями палочки, шарика и др. предметов (вперед, назад, по кругу).        
    31.7 Катать из пластилина столбики, шарики.   
    31.8 Работа с пуговицами (застегивание, расстегивание).                  
    31.9 Шнуровка.                                                                                      
    31.10 Работа с нитками: распускание кончиками пальцев трикотажного среза и наматывание ниток на бабину, катушку, клубок, завязывание узелков.
    31.11 Работа с ножницами: резание бумаги по прямым и кривым линиям.
    31.12 Стряхнем воду с пальцев и кисти.   
    31.13 Месим лапшу.   
    31.14 Прядем нитки. 
    31.15  Кисти -рук вращаются одна вокруг другой, потом останавливаются,
    руки разводятся в стороны, а потом движутся на встречу друг другу. Указательные пальцы выставлены и должны коснуться самыми кончиками. (Упражнение выполняется с закрытыми глазами).



    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Прием детей в дошкольную образовательную организацию
           
    Безопасность образовательного процесса
           
    Для Вас, родители!
           
    Перечень государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти Орловской области
           
    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
           
    Инновационная деятельность
           
    Наши достижения
           
    Наш профсоюз
           
    Наши группы